Купить диплом вуза России

От ремесленной школы - к вузу (МАМИ)

От ремесленной школы - к вузу (1865-1922 гг.)

Жизнь каждого коллектива, каждой организации начинается с первого шага, предпринятого инициативными людьми, решившими начать новое дело. Для коллектива Московского государственного технического университета "МАМИ" (МГТУ "МАМИ") таким шагом и началом сложной, но яркой истории развития вуза была организация в Москве небольшой ремесленной школы, которая со временем превратилась в одно из ведущих средних технических учебных заведений царской России - Комисаровское техническое училище (КТУ). Деятельность этого училища оказала огромное влияние на становление и совершенствование в России профессионального образования. Опыт и традиции Комисаровского технического училища были восприняты и развиты в послереволюционное время коллективами учебных заведений, организованных на его базе, в том числе и коллективом МГТУ "МАМИ". Могила основателя Комисаровской технической школы X.X. Мейена на Введенском кладбище в Москве. История КТУ начиналась в конце 1864 года, когда среди членов 1-го Арбатского отделения Дамского попечительства о бедных в Москве возникла мысль основать при Отделении небольшую двухгодичную ремесленную школу для детей бедных родителей и сирот с обучением портняжному, сапожному и переплетному ремеслам. В сентябре 1865 года эта школа была основана инженером Христианом Христиановичем Мейеном на средства богатого железнодорожного предпринимателя Петра Ионовича Губонина. В 1865 году во вновь открытую ремесленную школу было принято 9 учащихся с проживанием (пансионеров) и 23 учащихся приходящих.

По Уставу школы в ней, наряду с предметами общего элементарного образования, предполагалось преподавать портняжное, сапожное и переплетное ремесла. В 1866 году школа по ходатайству членов Арбатского отделения Дамского попечительства о бедных, одобренному Александром II, названа Комисаровской в честь Осипа Ивановича Коммиссарова (1838-1892), уроженца Костромской губернии, спасшего в апреле 1866 года жизнь царя Александра II, отведя в сторону руку Д. В. Каракозова, покушавшегося на неё. В Москве в Благовещенском переулке на Тверской улице на средства П. И. Губонина было выстроено новое здание ремесленной школы. Комисаровская школа быстро развивалась: увеличилось количество учащихся, и в 1867 году по инициативе московских промышленников школа была реорганизована в ремесленную школу с трехгодичным сроком подготовки мастеров по обработке металла и дерева применительно к железнодорожному делу. Первоначально преподававшиеся портняжное и переплетное ремесла были заменены слесарным, токарным, кузнечным и столярным. Был введен систематический курс преподавания предметов по программе уездных училищ. Учащиеся были распределены в трех классах, а их число в 1868 году возросло до 122 человек. В 1870 году было уже 200 учащихся. За неимением средств для устройства мастерских в 1868 году школа отправила восемь воспитанников практиковаться в ремесле на берлинские заводы, а 15 человек - в мастерские российских железных дорог. Комисаровской школе было разрешено и в последующие годы направлять на практику своих воспитанников на заграничные заводы, однако, с 1873 года она перестала пользоваться этой привилегией.

В 1870 году, опять-таки по ходатайству крупнейших московских промышленников, Министерство торговли и промышленности преобразовало школу в техническое училище по подготовке мастеров для промышленных предприятий с пятилетним сроком обучения. Предусматривалось преподавание в училище следующих предметов: Закон Божий, русский язык, арифметика, естественная история, немецкий язык, черчение, рисование, география, чистописание. До 1870 года в училище преподавались только арифметика, геометрия, техническое рисование, черчение, естественная история, чистописание. Поскольку опыта и профессионального мастерства после прохождения обучения в обычных учебных мастерских, которыми располагало училище, учащимся явно недоставало, было принято решение приступить к устройству производственных мастерских. Это решение потребовало существенной перестройки всех сторон деятельности училища и поиска средств на его осуществление. Огромную помощь в этом трудном деле оказали московские промышленники. На их пожертвования училище провело коренную реорганизацию, приобрело земельный участок, осуществило строительство учебных и производственных корпусов, закупило учебное оборудование. Кроме того, промышленники безвозмездно передали училищу станки, машины, инструмент, являвшиеся по тому времени значительной материальной базой для профессиональной подготовки будущих мастеров и техников.

При училище на средства П.И. Губонина была построена церковь, как это было принято в то время для всех учебных заведений подобного рода. Ее освящение состоялось 26 августа 1871 года. Официальное название церкви - церковь Александра Невского при Комисаровском техническом училище. Поскольку затраты на содержание училища и его устройство достигли значительной суммы, а пожертвования уменьшались с каждым годом, то директор училища Х.Х. Мейен возбудил ходатайство о передаче его из бывшего IV Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в ведение Министерства финансов. Это ходатайство было удовлетворено Государем 4 августа 1873 года, и КТУ была назначена ежегодная субсидия из сумм государственного казначейства в 16 тыс. рублей. 21 февраля 1878 года были утверждены Положение и Штатное расписание КТУ, подробный же Устав училища был утвержден Министром финансов по соглашению с Министром народного просвещения. В соответствии с новым Уставом в КТУ в первый класс поступали дети от 11 до 13 лет, "умевшие читать и писать и знавшие главнейшие молитвы и четыре действия из арифметики". Училище состояло из пяти классов, по окончании курса которых учащиеся могли переходить в особый практический класс для совершенствования в ремеслах. Окончившие училище получали звание мастера или подмастерья. Со дня создания училища и до начала 1874 года, то есть за семь лет его существования, в нем обучалось всего 412 человек, из которых наибольшее число приходилось на долю разночинцев (33%), мещан (20%) и крестьян (10%). Из этого количества учащихся было отчислено из училища 3 человека. С 1875 по 1881 год учащихся было от 216 до 300 человек, в 1884 году - 387.

В 1884 году в Министерстве народного просвещения был поставлен вопрос об учреждении средних технических училищ и в Московском учебном округе возникла мысль о коренном преобразовании КТУ, особенно учитывая большую потребность промышленности в техниках. По Уставу 1886 года заведование училищем вверялось директору при содействии Педагогического совета и Хозяйственного комитета. В помощь директору назначались инспектор и заведующий мастерскими. Директору и инспектору училища вменялось в обязанность преподавать какой- либо предмет с разрешения попечителя учебного округа с оплатой, равной оплате других преподавателей, но не более двенадцати уроков в неделю. С 1865 по 1873 год директором был Христиан Христианович Мейен, основатель ремесленной школы. 16 августа 1873 года он заявил на заседании Педагогического совета о своем желании сложить с себя обязанности директора училища. Заведование учебной и воспитательной частью и администрацией предложил передать статскому советнику Дмитрию Петровичу Рашкову, оставляя за собой управление денежной и хозяйственной частями. Это предложение было принято. И с 1873 по 1875 год директором училища был Д.П. Рашков. 24 января 1893 года состоялось торжественное открытие новых зданий училища, на котором присутствовали генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович с супругою великой княгиней Елизаветой Федоровной и Высокий покровитель училища великий князь Константин Константинович. На открытии также присутствовали Министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов в сопровождении директора департамента Николая Михайловича Аничкова, попечитель Московского учебного округа, высшие начальствующие лица Округа и многие высокопоставленные лица г. Москвы. В 1902 году КТУ имело 20 отдельных зданий, из которых 16 были каменными. Участок был обнесен деревянным забором. Большая часть учебных корпусов сохранилась до настоящего времени и находится в Благовещенском переулке. При Комисаровском училище была оборудована обсерватория. В 1912 году Министерство народного просвещения разрешило присвоить ей наименование "Астрономическая обсерватория имени Вячеслава Симфориановича Кохманского при Комисаровском техническом училище". Она была открыта для факультетских занятий в декабре 1911 года. 17 апреля 1916 года училище торжественно отметило 50-летие своего существования, как Комисаровского технического училища. В храме училища были совершены Божественная литургия и молебен.

После Октябрьской революции 1917 года, в тяжёлые времена разрухи, КТУ распалось на советскую трудовую школу второй ступени и техническую её ступень, сохранившую функциональное назначение прежнего Комисаровского училища. Советская трудовая школа окончательно обособилась под именем 139-й школы и была выведена из здания училища, а КТУ, Постановлением Коллегии отдела народного просвещения за N 902 от 26 августа 1919 года, было преобразовано в 1-й Московский механико-электротехнический техникум имени М. В. Ломоносова (Ломоносовский техникум), с пятью отделениями: двигателей внутреннего сгорания, автомобильным, паротехническим, обработки металлов, электротехническим сильных токов. Председателем Президиума Ломоносовского техникума стал Иван Васильевич Грибов, который в 1939 году, когда был воссоздан Московский автомеханический институт, стал первым деканом автотракторного факультета и заведующим кафедрой "Эксплуатация автомобиля". 8 декабря 1920 года постановлением коллегии Главпрофобра Наркомпроса РСФСР Ломоносовский техникум был переименован в Практический механико-электротехнический институт им. М.В. Ломоносова. В годы гражданской войны в мастерских производились работы Авто-Броневой школы Красной Армии. Однако в результате небрежного отношения красноармейцев к оборудованию мастерских, оно еще больше подвергалось разрушению и, в конце концов, мастерские окончательно встали. В связи с этим учащиеся прекратили производственно-практические занятия. Наркомпрос, имея минимальные кредиты, не смог прийти на помощь институту и лишь издал через Главпрофобр распоряжение, которым мастерские института были переведены на хозрасчет, чтобы за счет выполнения производственных заказов можно было бы восстановить и поддержать работу мастерских, столь необходимых для практических занятий студентов и рабфаковцев.

В таком положении мастерские находились до лета 1921 года, когда в конце мая к ним были присоединены соседние по территориальному расположению Центральные мастерские Мостранса. В это же время в Наркомземе расформировывались сельскохозяйственные поезда-мастерские, рабочие и служащие которых должны были увеличить кадры безработных на бирже труда. По предложению инициативной группы, с разрешения Правления института и утверждения Союза металлистов из мастерских Мостранса 10 июня 1922 года в мастерские института были переведены рабочие и служащие 5-го сельскохозяйственного поезда, к тому времени еще не расформированного и поэтому еще не распылившего своего личного состава. К ним присоединилась часть рабочих других поездов. Этот коллектив, возглавляемый Правлением, назначенным Правлением института, приступил к капитальному ремонту и восстановлению не только производственных мастерских, но и учебных зданий, чтобы студенты с начала учебного года могли бы без задержки приступить к учебе и практическим работам. Руководил Правлением Учебно-производственных мастерских при Механико-электротехническом институте им. М.В. Ломоносова (такое название получило это подразделение) бывший директор Коломенского завода Н.Л. Мануйлов. Его заместителем был С.А. Бойно-Родзевич, а членом правления по производственной части конструктор В.Ф. Савельев, имевший 15 летний заводской стаж.

От ремесленной школы- к вузу (1922-1939 гг.)

Ломоносовский институт - предшественник МАМИ На экстренном заседании коллегии Главпрофобра Наркомпроса 5 января 1922 года было принято решение о преобразовании Московского практического механико-электротехнического института имени М.В. Ломоносова в высшее техническое учебное заведение. На 1 января 1922 года в институте числилось 858 студентов. Социальный состав их (в скобках указана партийность): дети крестьян - 120 человек (14 %), дети рабочих - 129 человек (15 %), дети лиц, не занятых физическим трудом - 609 ( 71 %). На март 1922 года в институте числилось 25 профессоров, 46 преподавателей и 96 административно-технических служащих. Всего - 167 человек. В 1925 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков в количестве 45 человек. Многие преподаватели будущего МАМИ окончили Московский механический институт имени М.В. Ломоносова. В 1930 году на базе факультета индустриального земледелия Ломоносовского института и Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева создается Московский институт механизации и электрификации имени В.М. Молотова. Специальности по энергетике из Ломоносовского института переходят в созданный Московский энергетический институт (МЭИ). Специальности по авиационным двигателям передаются в Московский авиационный институт (МАИ) и Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. После разделения Московского механико-машиностроительного института (МММИ) (в последствии МВТУ имени Н.Э. Баумана) тракторная и автомобильная специальности с механического факультета МММИ перешли в Московский механический институт имени М.В. Ломоносова. В связи с этой реорганизацией Ломоносовский институт получил (с 1930 года) статус специализированного отраслевого автотракторного втуза и стал называться Московским автотракторным институтом имени М.В. Ломоносова. Ректором института был избран профессор (позже академик АН СССР) Г.М. Кржижановский, заместителем ректора по учебной работе - профессор К.Ф. Грачев.

В конце 1931 года на базе военно-промышленного факультета Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова, в его учебных, производственных и лабораторных корпусах была создана Военная академия механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА), переведенная позже в Лефортово, в бывшие кадетские корпуса. В начале 1932 года на место ВАММ РККА в учебные корпуса Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова была переведена из Ленинграда Военно-транспортная академия РККА, которая, как и ВАММ РККА, получила от Ломоносовского института часть оборудования, преподавателей и слушателей. Институт лишился большой части учебных помещений. Это значительно осложнило проведение учебного процесса в Ломоносовском институте, в связи с чем он был переведен в здание Комбината технического обучения Московского автозавода имени И.В. Сталина. Несмотря на это летом 1932 года на базе студенческого и профессорско-преподавательского состава Московского автотракторного института имени М.В. Ломоносова создается Московский автомеханический институт имени М.В. Ломоносова (МАМИ им. М.В. Ломоносова) Совместная работа комбината и института в одном помещении шла очень трудно и отнимала много душевных и физических сил у коллективов обеих организаций. Поэтому в сентябре 1936 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы принял решение перевести Московский автомеханический институт им. М.В. Ломоносова в состав Московского механико-машиностроительного института на правах специализированного автотракторного факультета.

До 1937/38 учебного года факультет не делился по специальностям, а готовил специалистов широкого профиля, т.е. по автотракторной специальности. Выпуск специалистов отдельно по автомобилям, двигателям и тракторам определялся темой дипломного проектирования. Выпуск на АТФ МММИ в 1937 году составил 45 человек при плане 83 человека. На автотракторном факультете МММИ кафедрой "Колесные машины" заведовал проф. Е.А. Чудаков, кафедрой "Гусеничные машины" - проф. Д.К. Карельских. Большая часть профессоров и преподавателей факультета, до его организации, работала в МАМИ им. М.В. Ломоносова. Почти все они, впоследствии, продолжили работу в воссозданном в 1939 году Московском автомеханическом институте. Среди них акад. Е.А. Чудаков, проф. Д.К. Карельских, проф. Б.А. Иванов, проф. М.К. Кристи, проф. В.Н. Махов, проф. В.И. Сороко? Новицкий, проф. В.М. Соловьев, проф. Е.Д. Львов, доценты П.Н. Аксенов, М.Н. Кунявский, Л.М. Мариенбах, Э.Э. Миллер, А.П. Цветков, П.М. Риз, В.Н. Беляев, М.Г. Тихменев, А.С. Каган, Ф.Ф. Симаков, Е.Н. Фирсанова, Б.В. Гольд, Н.В. Иноземцев и другие. Это является свидетельством того, что Московский автомеханический институт (ныне Московский государственный технический университет "МАМИ") является прямым преемником и продолжателем истории и традиций Ломоносовского института.

От ремесленной школы- к вузу (1941-1945 гг.)

МАМИ в годы Великой Отечественной войны С началом Великой Отечественной войны институт, как и другие вузы страны, начал перестройку учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы в соответствии с требованиями военного времени. Число студентов в июле 1941 года резко уменьшилось в результате ухода в действующую Красную Армию, ополчение, на спецработы и т.д. По распоряжению заместителя директора МАМИ Н.П. Сарапкина от 30 июля 1941 года при институте создавался запас строительных материалов (цемент, толь, кровельное железо, трубы, провод и т.д.) для быстрой ликвидации возможных повреждений водо- и газопроводов, электросетей и т.д. В марте 1942 года приказом директора в институте была организована система всеобщего военного обучения (всевобуча). Все студенты института - военнообязанные, начиная с 1925 года рождения и старше, а также с ограниченной годностью, нестроевые, но не снятые с воинского учета, подлежали всевобучу. Занятия вела кафедра военной подготовки. По всевобучу экзамены и зачеты принимались специальной комиссией (в комиссии, созданной 30 апреля 1942 года, значился доц. К.Г. Попык). Для проведения военной подготовки и установления воинской дисциплины на военных занятиях студенты были распределены по взводам и ротам. Командиром 2-й роты в 1943 году был назначен мл. лейтенант запаса А.С. Радзиван (впоследствии первый декан факультета двигателей внутреннего сгорания). В 1943/44 учебном году в институте была введена новая программа по военной подготовке, которая предусматривала подготовку лейтенантов автомобильных войск.

Преподаватели, студенты и сотрудники института установили шефство над воинской частью, было организовано обучение красноармейцев вождению автомобилей и изучение материальной части. В приказе директора института В.И. Кошлакова от 20 сентября 1941 года говорилось: "Во исполнение просьбы воинской части по обучению группы красноармейцев материальной части и вождению автомашин приказываю: 1. Декану факультета профессору И.В. Грибову к 20 сентября 1941 года составить программу и расписание занятий; 2. Занятия начать с 20 сентября 1941 года и окончить 2 октября 1941 года; 3. Руководство занятиями по обучению материальной части и вождению автомашин возлагаю на руководителя кафедры "Автомобили" доцента Б.С. Фалькевича". В октябре 1941 года было принято решение Всесоюзного комитета по делам высшей школы об эвакуации МАМИ в г. Миасс Челябинской области. Документация была частично упакована для отправки (архив, личные дела), а секретные материалы были сожжены. Наиболее ценное и не громоздкое учебное оборудование было упаковано в ящики и предназначено для отправки в г. Челябинск. Ориентировочная стоимость вывозимого оборудования оценивалась в 0,5 млн рублей в ценах того времени. Вагонов для оборудования не было предоставлено. (Лишь в ноябре ВКВШ предоставил 4 вагона). На место эвакуации института прибыли все преподаватели и около 150 студентов. Ввиду отсутствия необходимых условий для работы в г. Миассе институт не развернул там своей деятельности и 15 февраля 1942 года был переброшен в г. Барнаул, где он был объединен с эвакуированным туда Запорожским институтом Наркомсредмаша. Эти два коллектива послужили основой для организации в 1942 году Алтайского политехнического института (в настоящее время Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова).

В Москве, на базе оставшегося контингента, институт начал восстанавливать свою работу в конце декабря 1941 года. На дневном отделении было около 300 студентов, на вечернем - около 110. С этого же момента для увеличения контингента студентов институт начал прием студентов из других институтов в порядке перевода. В 1942/43 учебном году набор студентов на первый курс проходил с большим трудом. В Москве оканчивающих 10-й класс оказалось очень мало, из Московской области же въезд был затруднен. Летом в районные центры Московской области были посланы сотрудники и преподаватели института для "вербовки" студентов. Эти представители института выступали по радио, делали объявления в районных газетах, проводили собеседования с оканчивающими среднюю школу. В соответствии с постановлением ГОКО от 19 июня 1943 года при институте были организованы 6-месячные подготовительные курсы, на которые принимались лица, окончившие 9 классов. В военные годы в институте была введена система кураторов учебных групп, причем кураторами групп назначались наиболее квалифицированные профессора и преподаватели, в том числе и заведующие профилирующими кафедрами. Так, кураторами учебных групп в феврале 1943 года приказом по МАМИ были назначены проф. В.И. Сороко-Новицкий, доц. Л.Н. Решетов, доц. С.П. Банников, доц. Б.С. Фалькевич, доц. Б.В. Гольд, доц. Э.Я. Явойш, проф. М.Е. Егоров. В обязанности куратора входило наблюдение за посещением занятий студентами вверенной группы, за ликвидацией академической задолженности, за выполнением в срок домашних и аудиторных заданий, подготовкой и проведением зачетной и экзаменационной сессий.

Кураторы были подчинены деканам соответствующих факультетов. Учет работы кураторов (в часах) велся учебной частью. В 1943/44 учебном году преподавательский состав пополнился: были приглашены на работу проф. Е.Г. Шумский на должность штатного профессора по кафедре "АТД" по курсу термодинамики и теплотехники, проф. С.И. Доброгурский на должность профессора по теории машин и механизмов по совместительству, д.т.н., проф, Е.Д. Львов - профессор кафедры "Тракторы", к.т.н., доцент Слепак - на должность зав. кафедрой "Станки", на кафедру "Основы марксизма-ленинизма" был принят К.Н. Никитин и другие. На штатные должности по кафедре "Основы марксизма-ленинизма" пришли Н.А. Бердичевская, Мейер, Медиевская. На должность зав. кафедрой "Станки" был избран профессор А.В. Панкин, но ВКВШ не разрешил ему переход из Горьковского индустриального института. В 1943-1945 годах ряд преподавателей института защитили докторские и кандидатские диссертации. В частности, докторские диссертации были защищены заведующим кафедрой доц. П.Н. Аксеновым (в апреле 1944 года), заведующим кафедрой доц. Л.Н. Решетовым (в мае 1945 года), И.М. Лениным (в июле 1945 года). И.Б. Барский защитил на Ученом совете МАМИ кандидатскую диссертацию на тему "Методика определения коэффициентов сопротивления движению и повороту в гусеничных машинах".

"МАМИ" в послевоенный период

8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Великая Отечественная война завершилась полным разгромом агрессора. Перед МАМИ встала ответственная задача ускорить подготовку высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. В конце войны в институте имелись два факультета: автотракторный (АТФ) и механико-технологический (МТФ). АТФ готовил кадры по специальностям: автомобили, тракторы, автотракторные двигатели, кузова, автотракторное электрооборудование, мотоциклы и бронеавтомобили, МТФ - технология машиностроения, инструментальное производство, машины литейного производства и литейное дело, кузнечно-прессовые машины и обработка металлов давлением. В конце 1946/47 учебного года совещанием при Главном Управлении машиностроительных втузов был установлен перечень факультетов и специальностей МАМИ, а именно: автомобильный факультет со специальностями "Конструирование автомобилей", "Автомобильные двигатели", "Эксплуатация автомобилей"; тракторный факультет со специальностями "Конструирование тракторов" и "Тракторные двигатели"; механический факультет со специальностями "Технология машиностроения", "Станки и инструменты", "Кузнечно-прессовое производство", "Литейное дело", "Металловедение и термообработка". 3 апреля 1952 года , в МАМИ была восстановлена вечерняя форма обучения в соответствии с приказом Минвуза СССР № 531 "О передаче вечерних отделений Всесоюзного заочного машиностроительного института", в соответствии с которым с 1 июля 1952 года МАМИ передавалось вечернее отделение Всесоюзного Заочного машиностроительного института в г. Москве с имеющимся контингентом студентов по всем специальностям, кроме специальностей электрооборудования промышленных предприятий и приборов точной механики. С мая 1950 года в институте стали работать курсы по подготовке в институт.

60-е - начало 80-х годов. Дальнейшее развитие МАМИ

В начале 60-х годов определилась тенденция к сочетанию теоретического обучения с производительным трудом. Она получила свое выражение в создании системы "Завод-втуз". Это, прежде всего, объяснялось тем, что за время Великой Отечественной войны на заводах ЗИЛ, АЗЛК, ГПЗ - 1 и др. на руководящие инженерные должности были выдвинуты и хорошо зарекомендовали себя молодые специалисты, имеющие только среднее техническое образование и которые нуждались в повышении его уровня. Наличие у них хорошей производственной подготовки позволило сократить объем занятий по специальным дисциплинам и уменьшить срок вечернего обучения до 4, 5 лет вместо шести и в сжатые сроки повысить квалификацию руководящих технических кадров заводов и НИИ автомобильной промышленности. В 1962 году автомеханическому институту был передан филиал Лесотехнического института при Ликинском автобусном заводе (г. Ликино-Дулево). Передача была осуществлена в связи с тем, что завод переменил свой профиль: вместо машин для лесотехнической промышленности стал выпускать автобусы

Университеты История вузов Новости Статьи Ссылки